1 место - Новосёлова Виктория, обучающаяся 11 класса МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска. Руководитель: Каричева Наталья Эдвиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной.
2 место - Кобякова Анфиса, обучающаяся 11 класса МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска. Руководитель: Каричева Наталья Эдвиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной.
3 место - Бородавкина Ярослава, обучающаяся 5 класса МАОУ СОШ №35 г. Томска. Руководитель: Гончарова Марина Сергеевна
Региональный конкурс «Литературное творчество»
Номинация «Святочный рассказ»
1. Новосёлова Виктория Алексеевна, 25.07.2005 г.р., ученица 11«Б» класса МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной г. Томска.
2. Учитель: Каричева Наталья Эдвиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №55 им. Е.Г. Вёрсткиной.
«Сочельник»
С наступлением января пришел и крепкий мороз. Он вымораживал древесину домов, обжигал лица людей, оставляя свой румяный след на светлых щеках девиц и юношей. Заставлял людей сильнее топить печь или усерднее ютиться в обнимку под одним одеялом. Однако сегодня выдался самый холодный день, нельзя было открыть дверь, внутрь сразу же проникали жгучий мороз и огромные хлопья снега, которые с ночи не прекращали свой танец в небе.
В деревне кипела жизнь, и никто не огорчался такой погоде, наоборот, все ликовали. «Это к богатому урожаю», - говорили бабушки своим внукам, заботливо гладя малышей по голове. Внутри одной из изб, несмотря на погоду снаружи, было жарко, словно в самый теплый день июля, потому что наступил Рождественский сочельник. Печь топилась как никогда, а запах приготовляемых блюд даже просачивался сквозь форточки окон наружу. Трое резвых ребятишек разного роста бегали тут и там в двухкомнатном доме, женщины усердно колдовали на кухне, а отец продолжал рубить дрова за домом. Смех детей разносился и за пределы избы, маленькие непоседы постоянно подбегали к бабушке с мамой, дергали их за фартуки, постоянно отвлекая тех от приготовлений. Но женщины не сердились, наоборот, улыбались и смеялись вместе с ребятишками. И отец, несмотря на то, что находился на крепком морозе, невольно улыбался от этих картин семейного счастья, всплывающих в его голове.
Подобные события происходили в каждом доме этой небольшой деревни. В каждом… но не в полуразваленной сгнившей избе, находящейся в отдаленной низине. Некоторые деревенские ребятишки даже и не знали, что каждый морозный день в этой избе глухо бьются два сердца. Теперь только два. Глава семьи три месяца тому назад отправился искать огромный, свободный, а главное – теплый дом, чтобы в нём поселиться втроем, имея возможность пригласить в гости друзей и накрыть вкусный ужин так мальчику поведала мать).
На мальчике были надеты две рубашки, все штопаные - перештопаные, а поверх них висела какая-то невзрачная накидка из остатков старого пледа с вырезами под голову и руки. В доме не топилась печь и не витало никаких вкусных запахов, но ребёнок хотел хоть чуть-чуть приобщиться к общей атмосфере праздника, поэтому постоянно дергал маменьку за рукав, чтобы она рассказала ему очередную сказку со счастливым концом. А ей и не оставалось ничего больше, кроме как рассказывать счастливые истории, раз уж в жизни ничего светлого не было. Женщина тяжело переживала уход мужа, а мороз на улице только усиливал внутренний холод, пробравшийся в грудь несколько месяцев назад.
Дом их был старый, без крепкой хозяйской руки стал быстро разрушаться. Да ещё и болезнь свалила бедную женщину в кровать. У неё и раньше-то, когда она ещё могла ходить, едва хватало сил наколоть дрова, а за последний месяц приходилось буквально разбирать дом, чтобы хоть немного топить печь.
— Исаюшка... – певучим голосом позвала женщина своего сына, — подойди сюда, расскажу историю…
Мальчик, услышав ее голос, сразу же забрался к ней под одеяла и прижался к теплому телу.
— Жила Машенька вместе с мамой и бабушкой. Девочка очень ждала праздника, она выучила множество стихотворений, а бабушка сшила ей костюм ангела. Но в преддверии Рождества, за день до праздника, Маша сильно заболела… Бабушка с мамой сразу позвали доктора. Машеньке обещали, что совсем скоро она поправится. Выпив отвар, девочка уснула и во сне увидела Ангела, он ей сказал, что если совершать добрые поступки и всем помогать, то наша жизнь будет счастливой и радостной. Девочка запомнила напутствия Ангела и…
Но дальше мальчик уже ничего не слышал, он сам провалился в глубокий сон. Мальчик стоял посреди леса совершенно один. Исай начал мотать головой в поисках мамы, или, быть может, отца, но, как назло, никого не видел и не слышал. Босыми ногами мальчик ступал по снегу, стремительно переходя на бег. От одного дерева перебегал к другому и постоянно звал на помощь. Неприятное чувство страха и беспокойства подступало к низу живота и разливалось огромным комом в горле. Когда мальчик уже не мог кричать, а глаза разбегались в панике, он увидел трёх старых людей в нарядных одеяниях. У каждого в руках было по ларцу, а вокруг таял приятный аромат кушаний, однако Исай не смог понять откуда он.
— Исай… — Вместе начали три старца, — совсем скоро праздник, а значит, мы придём к тебе … или… ты к нам…
Мальчик проснулся. Пару минут он лежал под тяжелой рукой матери, пытаясь осознать, что же произошло. Все это было словно наяву, и каждая деталь увиденной картины отчетливо отпечаталась в его голове. Ребенок вылез из-под руки матери, приметив, что она как никогда тяжелая. Он посмотрел на ее лицо, закрытые глаза. Кожа была необычайно бледная. Исай провел рукой по ее редким русым волосам.
— Маменька, когда ты проснешься, то будешь очень рада, я принесу в наш дом праздник, я обещаю, — прошептал он, — надеюсь, папа тоже придет…
Мальчик побежал к входной перекошенной двери и надел дырявые опорки, а сверху накинул штопаную материнскую накидку. Перед тем как уйти, он подобрал со стола кусочек черствого хлеба, оставив второй для мамы. Исай быстро окинул ее взглядом и поспешно закрыл дверь, так и не заметив, что ни одного облачка пара от рта матери он так и не увидел.
В низине, где они жили, не было абсолютно ничего, кроме самой избы. Ближайший лес был в округе деревни, и мальчику пришлось подниматься на возвышенность. Ветер и снег обжигали детское нездоровое лицо. Пальчики на руках почти моментально покраснели и не могли пошевелиться. Уже наверху, оказавшись среди домов, мальчик чуть не обезумел от букета ароматов, защекотавших его ноздри. Это люди готовили сочиво, пасху и множество других рождественских блюд, только Исай не имел ни малейшего представления о том, как это все называется, он чувствовал только запах еды. В животе предательски затянуло, но во рту было сухо. Мальчику хотелось прижаться лицом к окнам домов, чтобы запах сытно опустился в его живот, но вдруг увидел отразившуюся в стекле огромную яркую звезду. От сияния этой звезды захотелось остаться на месте и подставить своё лицо этому волшебному свету. «Нет, я обещал маме… Меня уже ждут…» — пронеслось в голове ребенка.
Он прикусил губу и побежал дальше, почему-то именно эта звезда вернула его на место и напомнила, зачем он вообще вышел из дома. На окраине деревни Исай увидел худую собаку. «Мы с тобой похожи, малыш, у тебя тоже костей много», - улыбнулся мальчик и аккуратно подошел к животине. Исай всегда помогал тем, кто его окружает, он стремился проявлять сострадание к людям, животным, с любой вещью обходился бережно. Этот случай не стал исключением.
— Держи, дружок, тебе нужнее, — мальчик достал из кармана кусок хлеба. — Это, наверное, не то, чего ты ждал… — Он протянул руку с кусочком и положил его рядом с мордой собаки. Еще пару секунд посидев с ней рядом, ребёнок осмелился ее погладить. Холод стянул кожу на лице, но уголки губ все-таки слегка приподнялись в нежной улыбке, а рука гладила шерсть собаки. Ему так захотелось остаться на месте в обнимку с псом, чтобы согреться от его живого тепла.
Вдруг мальчику показалось, что его кто-то зовёт, и повернул голову в сторону леса. Его что-то манило туда, и он не стал противиться этому чувству. Пройдя незначительное расстояние, мальчик сквозь деревья заметил три высокие фигуры, это были старцы из сна. Чувство радости в этот момент захлестнуло юнца, и он, выставив руки вперед, быстро преодолел разделявшее их расстояние. Ему казалось, что они сейчас совершат чудо, и он с мамой окажется в тепле за накрытым столом, над которым будет мягко сиять свет так понравившейся ему недавно звезды. Не отдавая отчета своим действиям, мальчик бросился в ноги к благодетелям, слезно умоляя и дергая за их длинные деяния
— Мама...! Там маменька…! Можно, можно… — надрывно произносил ребенок.
— Исай, — твердо, но не сердито произнес один из старцев, указывая рукой куда-то за спину мальчика, - смотри!
Мальчик обернулся. За его спиной стояла красавица, в лице которой было что-то смутно знакомое, вернее – родное. Исай уже и не помнил, когда в последний раз видел маму такой цветущей, с ярким румянцем на щеках. Да и одета она была не рваный наряд, а в красивое платье. За материнским плечом мальчик увидел знакомую фигуру отца (именно таким большим, крепким, надежным он запомнился ребёнку). Исай поднялся, утер рукавом слезы с лица и увидел, что родители не только окрепли телом, но и одеты были во все белое, новое, чистое. На лице мальчика появилась счастливая улыбка, он обернулся к старцам, чтобы поблагодарить их за такой рождественский подарок, но не успел сказать спасибо, так как никаких старцев рядом уже не было. Мальчик не успел расстроиться, так как родители заключили его в свои объятья и счастливо засмеялись. Настоящее волшебство!..
Через несколько часов один из деревенских жителей, припозднившийся к праздничному столу, проходил на окраине деревни и увидел маленькую замерзшую фигурку мальчика в обнимку с собакой, уже припорошенных рождественским снегом. На лице ребёнка застыла счастливая улыбка, как будто перед смертью в его жизнь вошло великое волшебство, сделавшее его самым счастливым ребёнком на свете. На замёрзшие фигуры мягко падал свет рождественской звезды…